Распиленные
женщины, говорящие головы, вырастающие за считанные минуты из зернышка
растения — каких только фокусов не показывали иллюзионисты потрясенным
зрителям за всю историю человечества! Иногда их воздействие на публику
было до того шокирующим, что фокусникам требовалось немалое мужество,
чтобы успокоить своих зрителей и не стать жертвой разъяренной толпы…
Раздавленные часы кардинала
Среди
окружения папы Пия VII царило невиданное оживление — в Ватикане
выступал знаменитый фокусник Торрини. Кардиналы возбужденно
перешептывались и посмеивались, только сам папа сохранял приличествующую
ему невозмутимость. Перед Торрини стояла нелегкая задача: его фокусы
должны были потрясти воображение и в то же время не оскорбить столь
специфическую публику.
Торрини
обвел своим магнетическим взглядом притихших кардиналов, заметив у
одного из них редкостные часы парижского мастера Бреге, он попросил их
для демонстрации фокуса. Кардинал весьма неохотно расстался с
драгоценным хронометром, предупредив Торрини, чтобы тот осторожно
обращался с этой семейной реликвией. Фокусник заверил кардинала, что
вернет часы в целости и сохранности, и тут же случайно уронил их на
мраморный пол… Кардинал побледнел и заскрежетал зубами, а растерянный
Торрини, сделав успокаивающий жест, попытался поднять часы. Неожиданно
он потерял равновесие, резко шагнул вперед — и наступил на редчайший
хронометр… Раздался хруст раздавленного стекла — от часов остались лишь
измятый корпус, куча осколков и искореженных шестеренок. Кардинал
побагровел от злости, а в зале стало необычно тихо, но это было затишье
перед грозой.
Растерянность на лице Торрини сменилась улыбкой, и
зрители обрели надежду, что инцидент с часами окончится благополучно.
Тем временем фокусник собрал все, что осталось от часов, и растолок
обломки в ступе, призвав окружающих удостовериться в полном уничтожении
позаимствованного хронометра. Внезапно в ступке раздался взрыв,
кардиналы с папой от нее отшатнулись, а Торрини заявил, что часы улетели
к его святейшеству. Пий VII с недоверием засунул руку в карман и
впервые за все представление на лице папы отразилось неподдельное
изумление — в его руке были часы, целые и невредимые!
В
чем же был секрет фокуса с часами? Ведь если бы они просто исчезли,
зрители могли бы подумать, что это всего лишь ловкость рук, но Торрини
на самом деле уничтожил часы… Все объясняется довольно просто. Когда
Торрини приехал в Рим и прогуливался по городу, в лавке часовщика он
обратил внимание на очень дорогие часы. Оказалось, что их сдал в ремонт
кардинал из окружения папы. Он должен был забрать часы за день до
представления. Торрини узнал у часовщика, что подобные часы есть только у
одного богатого бездельника, проматывающего полученное наследство. За
очень большие деньги фокуснику удалось приобрести редкий хронометр,
его-то он и уничтожил на представлении. А дальше — только ловкость рук.
Когда все заглядывали в ступку, в которой Торрини размалывал остатки
часов, фокусник незаметно засунул хронометр кардинала в карман папы…
Воскрешение безголового гуся
Визит
Торрини в Ватикан закончился благополучно, но не всегда взаимоотношения
фокусников и Церкви были такими радужными. Фокусников нередко обвиняли в
колдовстве, мошенничестве и связях с нечистой силой. Инквизиторы
сжигали их на кострах, власть предержащие сажали в тюрьмы и высылали из
городов. Любопытно, что даже фараоны видели в фокусниках угрозу своему
могуществу, ведь простым смертным не полагалось творить чудеса, это была
привилегия фараонов.
Первое письменное
упоминание об искусстве иллюзионистов обнаружено в древнеегипетском
папирусе — это рассказ о выступлении фокусника Джеди перед фараоном Хуфу
в 2900 г. до н. э. Вот любопытное описание этого выступления,
приведенное в книге А. А. Вадимова и М. А. Триваса «От магов древности
до иллюзионистов наших дней»: «Принесли гуся и отрезали ему голову.
Положили гуся у западной стены зала приемов, а голову — у восточной
стены. Джеди произнес заклинание, и поднялся гусь, и пошел
переваливаясь, и голова его тоже поднялась ему навстречу. И вот голова
гуся вновь приросла к его шее. Встрепенулся гусь и загоготал…»
Фараон
был изумлен, он щедро наградил фокусника и распорядился, чтобы Джеди
остался при его дворе. Хуфу не мог допустить, чтобы чудо воскрешения из
мертвых перед простолюдинами совершал не он сам или его жрецы, а простой
крестьянин. Джеди еще повезло, что он оказался в негласном плену, мог
бы и голову потерять.
Фокусы и… политика
Опытные
иллюзионисты были настолько популярны, что их дарования правительства
некоторых стран пытались использовать для решения… политических
вопросов. Во время колониальной войны в Алжире французская сторона
попросила известного фокусника Роббер-Удена дать ряд представлений перед
арабами, чтобы он своими чудесами сломил их волю к сопротивлению.
Фокусник
цитировал Коран на любой названной зрителями странице, демонстрировал
«говорящую» собаку, ловил зубами летящую в него пулю. Особенно интересен
был трюк с сундучком. Фокусник просил выйти из толпы самого сильного
араба и поднять сундучок. Силач легко поднимал его, но после взмаха
«волшебной» палочки он уже не мог сдвинуть сундучок с места. Обычно это
вызывало у силача приступ бурной ярости, он краснел от стыда,
бесновался, кричал, пытаясь поднять сундучок, а потом, когда фокусник,
снова взмахнув палочкой, легко поднимал злополучный сундучок, бедный
араб, опозоренный навсегда, повесив голову и спрятав лицо, покидал
представление. А все дело было в том, что ассистент включал и выключал
сильнейший электромагнит, когда Роббер-Уден взмахивал палочкой…
А
знание Корана и умение собаки говорить демонстрировалось с помощью
акустических трубочек в чалме фокусника и в столе, на котором лежала
собака. Хотя фокусник и продемонстрировал в Алжире свои чудеса, его
политическая миссия не удалась, борьба против колонизаторов
продолжалась.
Жена в чемодане
Фокусы
иллюзионистов конца ХIХ в. вполне могли бы поразить воображение и
современного зрителя. Взять хотя бы трюк известного фокусника Буатье де
Кольта. Он выходил на сцену с небольшим чемоданом, в котором, по его
словам, находилась жена. Потом доставал из него черный кубик, ставил его
на небольшой столик. После взмаха «волшебной» палочкой кубик начинал
расти и достигал метровой высоты. Фокусник поднимал куб, и под ним на
самом деле оказывалась мадам де Кольта. Секрет этого фокуса так и не был
раскрыт, хотя теперь его по вторяют с использованием сложной
современной аппаратуры.
|